Пятница, 22.09.2017, 12:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Проекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Технологические модули как средство формирования

информационно-коммуникативной грамотности

для успешной самореализации личности»

/gordinoj_i.v-mou_sosh_49..doc

  Гордина Инга Викторовна             

Актуальность проблематики очевидна своей перспективностью, практико-ориентированным характером, так как компетентностный подход является ответом образования на вызов современного общества, особенность которого заключается в глобализации, огромном потоке информации и высоком темпе развития. Информационное общество в первую очередь предъявляет требования обладать высоким уровнем информационно-коммуникативной компетентности. Обладая этой компетентностью, учитель и ученик постоянно учатся новому в жизни, самостоятельно и при сотрудничестве находят и применяют необходимую информацию, работают в команде, критически оценивают результаты своей деятельности. Компетентностный подход – способ ориентировать учащихся и учителей на деятельностный характер обучения, что позволяет повысить мотивацию ученика, реализовать его способности, интересы и потребности. Компетенция позволяет получать общественно или индивидуально значимые продукты или результаты. Поэтому актуальным для учащихся остается достижения успеха в выбранной образовательной области, так призовое место в предметной Олимпиаде республиканского и федерального уровней – гарантия поступления выпускника в ВУЗ на соответствующий факультет по специальности.

Включение компетентностного подхода в практику работы учителя позволяет сориентировать образовательный процесс на личность ребенка, на создание условий для развития учащихся. Поэтому необходимы определенные условия для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

 Первое условие – в школе должна быть компетентностная образовательная среда: оснащение образовательного учреждения оборудованием и пособиями, позволяющими моделировать разнообразные жизненные ситуации и условия различных сред. Принципиальным отличием компетентностного содержания учебного материала от традиционного является обязательное наличие блока практического приложения приобретаемого знания (где применить?), а также определение личностных смыслов в получаемой информации для каждого обучающегося (зачем мне это надо?). Должно быть информационное поле – свободный доступ в глобальную информационную сеть. Необходимо внедрение и соблюдение здоровьесберегающих принципов и условий в образовательном процессе. В нашей школе имеются данные условия для реализации компетентностного подхода в учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Исходя из своего опыта работы, мною отбирается исторический материал по приоритетным дидактическим задачам для каждого курса истории: в основу изучения Истории Древнего мира положен культурологический подход, где у детей должна складываться четкая картина того, что подарила человечеству каждая в отдельности цивилизация. Здоровьесберегающий подход очень удачно можно осуществить через содержание материала по истории Средних веков. При изучении Новой истории, в период которой были заложены основы современной цивилизации, рациональнее отрабатывать причинно-следственные связи. С изучением Новейшей истории необходимо планомерно применять проблемный подход к отбору содержанию материала.

Вторым обязательным условием реализации компетентностного подхода  – предъявлять к себе высокие требования. Учитель должен обладать предметной компетентностью, обладать способностью к самообразованию и самореализации, обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь быть эмоционально стабильным, уметь определять цели и образовательные результаты для ребенка на языке умений (компетенций), уметь принимать, что точка зрения учителя может быть также подвержена сомнению и критике, уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. В целом, уметь быть лидером для учащихся.

Третьим условием реализации компетентностного подхода – организовывать комфортную психолого-физиологическую атмосферу отношений на занятиях и вне уроков. Надо быть заинтересованным в успехе учащихся по достижению поставленных целей. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. Побуждать и поддерживать детей на пути к успеху. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. Показывать относительность любого знания. Настраивать на оптимистический результат. А главное на собственном примере демонстрировать лучшие качества человека.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Управление качеством образования начинается с определения состава содержания той компетенции, которая должна быть освоена в учебном процессе в школе как образовательные прогнозируемые результаты. Для данного процесса необходимо выделить ряд подготовительных этапов:

1 этап – на основе социологических опросов, анализа «индивидуальных образовательных планов» учащихся и общественного обсуждения осуществила отбор прогнозируемых компетентностей для успешной самореализации учащихся;

2 этап – анализ государственных, общественных приоритетов и требований к условиям достижения образовательных результатов – компетенций.

3 этап – трансформация приоритетов и требований в цели и задачи, в структуру образовательных программ как социальный заказ учителю.

На основе вышеуказанного и особенностей содержания преподаваемого предмета, позволил выявить в качестве общественно-востребованной и наиболее актуальной на современном этапе информационно-коммуникативную компетентность (ИКК). Установила следующее (кратко) содержание информационно-коммуникативной грамотности: 1)информационная (самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать информацию); 2)коммуникативная (обмениваться информацией, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды); 3)личностного самосовершенствования (критически оценивать результаты своей деятельности, анализировать свои ошибки, стремиться к успеху).

В своей деятельности руководствуюсь следующими документами: Государственный стандарт 2004 г. для школ, участвующих в эксперименте (см. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования») и Базисным учебным планом для школ, реализующих в порядке эксперимента программы предпрофильного и профильного обучения (см. Приказы Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Исходя из вышеуказанных документов и программ Л.Н.Алексашкиной, А.А.Даниловой, Г.В.Клоковой «История России с древнейших времен до настоящего времени», «История Бурятии с древнейших времен до настоящего времени», в которых дан необходимый объем содержательной части, были составлены учебные модули[1]:

Базовый уровень – составляющий ядро соответствующей науки. (Разработаны и апробированы рабочие программы: «История Древнего мира через дидактические игры», «Повседневность через историю Средних веков», «Россия и мир», «Введение в обществознание»). Имеются внешние рецензии на программы. (См. приложение).

Профильный уровень – модуль, углубляющий компетенции в выбранной области (Программы: «Россия и мир», «Человек. Право. Государство»).

Специализированный модуль – необязательный модуль, но расширяющий компетенции в выбранной области (Специальные и элективные курсы: «Бурятия: история и современность», «Диктаторы XX века», «Древневосточные цивилизации – истоки современной цивилизации», «Женщины Запада XIX века»).

Переносимый модуль – выстраивающий мостик между теорией и практикой («Практикум учебно-исследовательской деятельности»).

Новизна итоги которого будут подведены в мае федеральном конкурсе «Учитель – Учителю», С программой «Введение в обществознание» для 9 класса и методическими разработками 10 уроков, в том числе 4 урока-презентации, к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова принимаю участие в . Городского (г. Улан-Удэ) фестиваля методических идей «Методическое пространство как фактор модернизации образования»«Система работы учителя»Рабочая программа по Истории Древнего мира через дидактические игры для 5 класса (22 урока-презентаций, в том числе 18 уроков в форме дидактических игр) была высоко оценена учителями на конкурсе в номинации . начиная с 5 классаконтрольные срезы в формате ЕГЭ, апробированные уроки в форме игры. К программам прилагаются разработанные разработаны авторские уроки-презентации. В каждой программе имеютсяучебных мультимедийных изданий нового образца, всех указанных программ заключается в том, что они составлены с соблюдением здоровьесберегающих принципов в процессе обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся используются ИКТ, программы составлены с учетом содержания новых 2009 г.

При подготовке к научно-исследовательской деятельности достаточно много внимания уделяю самоопределению учеников в коммуникативной ситуации. Учащийся должен сам для себя определить свою цель (зачем мне это надо?). Определять необходимость своего участия в коммуникации. Если это обсуждение, то определять общие цели и желаемые результаты обсуждения. Если это собственное выступление, то определять цель работы с текстом или сбора и анализа информации. При этом ученик должен уметь определять цель написания данного текста. Учу детей умению задавать корректные вопросы и самим отвечать на вопросы.

Одним из перспективных направлений в плане осуществления компетентностного подхода являются средства модульных технологий. Поэтому в качестве основного технологического инструмента, обеспечивающего успешную самореализацию учащихся, была избрана модульная технология. Это позволяет создать относительно унифицированную модель изучения раздела, темы, проблемы. На различных этапах, формах занятий, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. 

Представляю собственную разработку модулей механизма формирования информационно-коммуникативной компетенции (ИКК). В основу разработки технологических модулей формирования ИКК были положены две установки:

Компетенция = знания + умения + навыки + способы деятельности

 

 

Таксономия[2] педагогических целей компетентностного подхода:

1.Искать. 

2.Изучать.               

3.Думать.           

4.Действовать.   

5.Сотрудничать.                

6.Применять.                 

7.Адаптировать(ся).Родительская общественность класса всемерно помогает создавать условия материально-технического обеспечения школьного кабинета, закрепленного за классом: провели новое освещение в кабинете для сохранения зрительного здоровья детей; закупили проектный экран, компьютерный стол, принтер для эффективного образовательного процесса. В рамках национального проекта «Образования», в рамках реализации школьных грантов, в кабинете, закрепленном за классом, имеем мультимедиа средства: проектор, ПК, интерактивную доску, теле, видео и DV аппаратуру, всё это в свободном доступе для учащихся и учителей, всё это служит успешному применению ИКТ в образовательном процессе.

Свой педагогический опыт в первую очередь я обобщаю, передаю студентам ИФ БГУ на педагогической практике, молодым специалистам, работающим в нашей школе. Распространение собственного опыта через проведение семинаров, открытых уроков, разработала и читала курс «Методика преподавания истории в школе» по приглашению деканата ИФ БГУ. Регулярно прохожу, различные курсы повышения квалификации, которые углубляют, расширяют методическую, теоретическую базу для моей педагогической деятельности. В жизни всегда есть, чему учиться, а работая в школе, есть возможность учиться у детей. 


[1]«Модуль – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы». См. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.:Знание, 2001. – С.175. 

[2]«Таксономия – от греческих слов taxis – расположение по порядку значимости и nomos – закон». См. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.:Знание, 1989. – С.19. 

Категория: Проекты | Добавил: Инга_Гордина (03.07.2017) | Автор: Гордина И.В.
Просмотров: 6 | Теги: технологические модули, Информационно-коммуникативная грамо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск




            
    Гордина Инга Викторовна © 2017Конструктор сайтов - uCoz