Пятница, 22.09.2017, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Проекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ, 2017 Г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

 EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A MEANS DEVELOPMENT OF TALENT

И. В. Гордина / I. V. Gordina

(Улан-Удэ / Ulan-Ude)

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образования. Цель этого направления – способствовать развитию дара, самореализации и самопознанию одаренных детей. Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, это системно-развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности человека в достижении более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности [1, с.10]. Такой ребёнок обладает оригинальным мышлением, гибким умом, способностью к прогнозированию, повышенным интересом к дивергентным задачам, легкостью ассоциирования, отличной памятью, независимостью в оценках и поведении. Распространено мнение, что если человеку дан дар от природы, то он никуда не исчезнет и обязательно где-то проявится. Но из практики мы наблюдаем другой процесс. Одаренность существует лишь в динамичности: или развивается, или угасает. Безусловно, что не каждый из детей станет великим, но каждый имеет возможность развивать свои генетически обусловленные способности. Бытует другое мнение, что все дети от природы гениальны. Но данные статистики утверждают, что только около 5% детей являются генетически одаренными [3, с.16.]. Из данной ситуации вытекает несколько аспектов в системе работы учителя: во-первых, определить дар ребенка и помочь ему реализоваться; с другой стороны, в условиях массовой школы необходимо организовывать работу со всеми способными детьми.

Традиционно академические предметы, такие как история и обществознание, в школе изучается с 5 класса, а серьезное участие в олимпиадах, конференциях начинается с 9 класса. Безусловно, педагог всегда стремиться привить учащимся любовь к своему предмету, вызвать интерес к его изучению и углубление интереса до старшей ступени школьного образования. В этом заключается другой аспект в работе учителя. Следующий аспект работы с одаренными детьми в том, что у такого ребенка еще должно быть мотивированное желание преуспеть в какой-либо области школьных предметов, точнее, ребенок задается вопросом: А мне это необходимо? Поэтому для меня работа по выявлению одарённых детей начинается в 5 классе. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации и опыта системной практики. Главное – не упустить время, заметить вовремя иногда скрытый потенциал ребенка, разглядеть его возможности. Одаренные дети – большая ответственность, таких детей нужно не просто учить, им надо соответствовать. Учителю необходимо владеть приемами психологической и педагогической компетенции, потому что, чаще всего одаренные дети имеют сложности с адаптацией в материальном мире и социализацией в социальной среде. Свою педагогическую концепцию строю на идеях дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Для реализации этих идей применяю образовательные подходы, основанные на принципах: принцип профилизации, т.е. организация образовательного процесса в классах с углубленным изучением отдельных предметов; принцип ускорения, т.е. на старшей ступени школы тесно сотрудничать с ВУЗами республики, которые расширят горизонты изучаемых объектов; принцип опережающего обучения, точнее учащиеся нацелены на отдаленную перспективу своего развития; принцип наставничества, т.е. учитель должен быть рядом с учеником в роли тьютора, консультанта. В итоге каждый год я работаю с 5 группами олимпиоников: две группы историков по углубленному изучению истории России и Бурятии, две группы обществоведов и правоведов, и, наконец, я решилась сформировать группу желающих изучать экономику. В группах занимаются не только ученики моих классов, где я преподаю уроки, но и желающие из других классов, например, в группах по истории Бурятии и экономике.

Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки – это задача учителя. Олимпиадные задания отличаются от обычных заданий по многим параметрам: условия олимпиадных заданий оригинальны и требуют нестандартного мышления, высокого уровня эрудиции. И ребят необходимо готовить для восприятия таких заданий. Для этого применяю технологию педагогических мастерских, одним из основателей которой, является Жан Пиаже. Технология заключается в специально организован­ном учителем развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знания». Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность детей. Выполненные учащимися задания учитель не проверяет, в группе организуется самопроверка, са­мооценка, рефлексия результатов работы и самого про­цесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре или группе. В результате такого соотнесения конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений истории и общества, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях и отношениях [2, с.184.]. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого учителем создаются благоприятные условия. В итоге формируется информационно-коммуникативная грамотность – это умение формулировать информационную потребность и способность вступать в контакт, уметь общаться. В основу формирования информационно-коммуникативной грамотности положен деятельностный подход, т. к. он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Я разработала 8 технологических модулей по формированию ИКГ для самореализации личности ребенка: «Понятия», «Персоналии», «Хронология»,  «Карта»,  «Культура», «Источники», «Конспектирование», «Историография». Для каждого модуля составила методические рекомендации их применения. Технологичность разработки и в том, что она универсальна, ее можно применить как по истории, так и частично по обществознанию. Технология мастерских созвучна методике эвристического обучения Хуторского А. В., автор полагает, что учебная деятельность учащихся по выпол­нению заданий учителя не заканчивается получе­нием результата в виде решенной задачи или написанного сочинения. Хуторской А. В. предложил алгоритм деятельности учащихся по созданию ими образовательных продуктов и сопоставлению их с со­ответствующими культурно-историческими аналогами [4]. В процессе применения технологии педагогических мастерских и методики эвристического обучения с использованием собственных модулей характер и стиль взаимодействия учителя и ученика предполагает диалог. Это путь успеха, к которому, в конечном счете, приведет как ученика, так и учителя. Результаты накопленного опыта работы с одаренными детьми представлены достижениями моих учеников. Мои учащиеся, за три последних года, 38 раз становились победителями и призерами в Всероссийском олимпиадном движении школьников на муниципальном и региональном этапах. Однако при достаточно позитивных результатах, необходимо выделить ряд проблем, с которыми я сталкиваюсь, работая в массовой общеобразовательной школе: при огромной загруженности детей, достаточно сложно найти возможность для всех желающих детей занятий в системе; в рамках массовой школы, при работе в 2 смены, практически нет кабинетов, отвечающим санитарным нормам, чтобы организовать регулярные занятия; в последние годы работы, желающих детей посещать олимпиадные группы, возросло, становится труднее применять принцип индивидуализации, рискуя не до конца раскрыть потенциал одаренных детей; и, безусловно, чрезмерная загруженность самого учителя, различными бумажными и электронными отчетами, мониторингами и т.п.

Такие формы организации обучения дают ребенку видеть системность учебной деятельности, траекторию и перспективы своего развития. Работа из года в год с детьми разных способностей дает свои позитивные результаты не только в предметных и метапредметных достижениях, но более того, в ожидаемых социальных эффектах. Мои олимпионики активно выступают не только на олимпиадах, а также выигрывают отборочные испытания в оздоровительно-образовательные центры России, где происходит апробация и внедрение инновационных программ общего и дополнительного образования, оздоровление и отдых детей: «Сириус», «Артек», «Океан». Результаты применения своей системы демонстрируют удовлетворенность формой обучения и межличностными взаимоотношениями: «ученик-ученик» и «ученик-учитель». Герберт Спенсер писал: «Великая цель образования не знания, а действия», я позволю себе вольность и чуть уточню слова великого английского социолога, что целью образования являются знания в действии. 

    1. Богоявленская Д. Б. «Психология одаренности: понятие, виды, проблемы». Вып. 1 – М.: МИОО, 2005. С. 10.
    2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. 2-е изд. – Мн., 2004. С.184.
    3. Федоровская Е. О. «Увлеченность в структуре исследований одаренности»// «Одаренный ребенок». 2011. №1. С. 16.
    4. Хуторской А. В. «Изобретения велосипеда» // URL:http://eidos.ru/journal/2000/0227-02.htm (Дата обращения 2017).


Источник: http://ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ, 2017 Г.
Категория: Проекты | Добавил: Инга_Гордина (03.07.2017) | Автор: Гордина И.В.
Просмотров: 8 | Теги: образовательные технологии, одаренность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск




            
    Гордина Инга Викторовна © 2017Конструктор сайтов - uCoz